Святой преподобный Сергий Радонежский является небесным покровителем и незримым руководителем Центра «Духовное просвещение».
В год открытия здания центра «Духовное просвещение» педагогом Мальцевой И.П. на стене второго этажа был написан сюжет «Житие Сергия Радонежского».
На протяжении многих лет сохраняется добрая традиция начинать и заканчивать учебный год молебном. Педагоги и учащиеся просят молитвенной помощи святого об учебе и духовном просвещении.
Среди великого сонма русских святых преподобный Сергий Радонежский стал поистине игуменом и заступником всей Русской Земли, образцом кротости и смирения для монахов и мирян. К преподобному Сергию припадает православная Русь в самые трудные и ответственные моменты своего исторического бытия. Для современников он стал подлинным «светильником» — человеком, сумевшим подчинить всю свою жизнь евангельским заповедям любви и единомыслия.
Еще во чреве матери начинается его молитвенное служение Триипостасному Богу — и продолжается на протяжении всей земной жизни и в блаженной вечности.
Варфоломей («сын радости») был воспитан благочестивыми родителями, Кириллом и Марией, в наше время причисленными к лику святых, в богопочитании, особой любви к странноприимству, смиренномудренному послушанию. Святой на длительное время смиренно откладывает уход из мира, исполняя волю родителей. И только после их блаженной кончины удаляется на Маковец, в дебри нехоженых Радонежских лесов, где принимает постриг с именем Сергия и строит храм во имя Живоначальной Троицы.
Преподобный Сергий всецело предав себя Богу, возрождает древнее монастырское общежитие. Главными принципами монастырской педагогики были: богопосвященность и смиренномудренное послушание, пост и умеренность во всем, усердная молитва, любовь (братолюбие, нищелюбие), терпеливое перенесение трудов, умение отдавать себя всего на служение общему делу, самопознание и совершенствование.
Всем, кто читал житие преподобного Сергия, кто всматривался в известную картину М.Нестерова «Видение отрока Варфоломея», памятна встреча юного подвижника с таинственным старцем на поляне под высоким дубом. Мальчик, как известно, поделился с ним своим горем: грамота никак не давалась ему, и старец, помолившись, благословил отрока и дал ему из ковчежца кусочек просфоры — «в знамение благодати Божией и разумения Святаго Писания».
Очень важно то обстоятельство, что книжная премудрость была обретена святым не на основании природных способностей, а как дар свыше. Это означает, что в лице преподобного Сергия, Сам Господь благословил Православную Русь идти путем стяжания книжной учености, возделывания высокой духовной культуры.
Основание библиотеки Троице-Сергиевой Лавры было положено преп. Сергием. Из духовного богатства православной книжности он выделил самое существенное — литературу, которая научала внутреннему деланию в молитве. В монастыре переписывались творения Иоанна Лествичника, аввы Дорофея, Исаака Сирина, Григория Синаита, Симеона Нового Богослова. Все основные направления древнерусской культуры — архитектура, иконопись, литература — получили мощный толчок для своего развития в обители преподобного Сергия. Слово «культура» в переводе означает «возделывание», «обрабатывание». Особенность нашей отечественной культуры в том, что она главным образом направлена на «возделывание» человеческого сердца.
Преподобный Сергий Радонежский воздействовал на учеников дивной светозарной красотой внутреннего облика и личного примера. Вот как описывает этот облик ученик преподобного и автор первого его жития св. Епифаний Премудрый: «Тихость, кротость слова, молчание, смирение, простота без пестроты, любовь равная ко всем человекам». Все эти качества, свидетельствующие о сосредоточенном светлом покое, были достигнуты в одну из самых тревожных и трагических эпох на Руси. Преподобный Сергий показал, что значит истинная духовная нравственная свобода, неподвластная внешним условиям, неблагоприятным обстоятельствам времени. Такая свобода может быть обретена только при глубоком смирении.
Всегда избегая судить и назидать, он учил главным образом собою, своим образом жизни и отношением к окружающим. И народ услышал его безмолвную проповедь.
В зрелые годы святой неоднократно творил чудеса, но всякий раз строго наказывал свидетелям молчать об этом. В самом начале своего подвига, несмотря на горячие просьбы братии, он долго не соглашался стать игуменом: «Желаю лучше учиться, чем учить, лучше повиноваться, чем начальствовать». Но когда епископ Афанасий повелел ему принять игуменство, — преп. Сергий, как всегда, смирился, уступил. Однако не изменил обычного образа жизни: таскал бревна, колол дрова, носил воду для братии, пек просфоры, кроил и шил одежду — словом, работал на всех, по выражению преп. Епифания, «как раб купленный». Летом и зимой ходил в одной старенькой рясе, и она была беднее и хуже, чем у любого из иноков его. И в обители Сергиевой поначалу было столько материальных недостатков, сколько заплат на рясе игумена — «все худостно, все нищенско, все сиротинско». Но при такой нищете игумен строго-настрого запрещал братии побираться — хлеб можно было добывать только своим трудом или за счет добровольных пожертвований. Преп. Сергий своим примером утверждал святость труда и раскрывал его смысл — служение ближнему в смирении и любви. Именно деятельная любовь является для православного человека источником и целью труда, а не корысть, не нажива.
Как отмечал В.О.Ключевский, каждого ученика преп. Сергий «вел своим путем, не спуская глаз с каждого новичка, возводя его со степени на степень иноческого искуса, указывал дело всякому по силам».
Его горячее и неотступное молитвенное предстательство за учеников — еще один величайший пример для нас: молитва за воспитуемых есть основа основ православной педагогики.
Молитвы преп. Сергия об учениках были услышаны: множество птиц явилось ему в знаменитом видении, где предсказано было, что святые чада его разлетятся из родного гнезда и в разных концах Русской земли прославят Господа. И действительно, многие ученики преп. Сергия стали великими духовными подвижниками. Академик Ключевский писал: «По последующей самостоятельной деятельности учеников преподобного Сергия видно, что под его воспитательным воздействием лица не обезличивались, личные свойства не стирались, каждый оставался сам собой и становясь на свое место, входил в состав сложного и стройного целого».
Ученики преп. Сергия создавали новые и новые монастырские обители с общежительным уставом. Они притягивали к себе мирян, которые постигали на живых примерах, что каждый человек должен благоговеть перед Творцом всяческих, сострадать и помогать ближнему.
Хранить веру православную как основу национального бытия — главный завет преп. Сергия. Вчитаемся внимательно и в другие его заветы — в них мы найдем важнейшие ориентиры того пути, по которому призвана проходить православная жизнь и отечественная педагогическая традиция. Эти заветы великий святой высказал в прощальной беседе с учениками. Вот они: «Чада возлюбленные, непреткновенно пребывайте в Православии и единомыслие друг другу храните. Храните чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную. От злых и скверных похотей остерегайтесь. Пищу и напитки вкушайте трезвенные, а особенно смирением украшайте себя. Страннолюбия не забывайте, от противоречия уклоняйтесь и ни во что ставьте честь и славу жизни этой, но вместо этого от Бога воздаяние ожидайте, небесных вечных благ наслаждения».
Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году:
5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422),
25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).
Молитва в помощь учащимся преподобному Сергию Радонежскому
О преподобие и богоносне отче наш Сергие! Воззри на нас [имена) милостивно и, к земле приверженных, возведи к высоте небесной. Укрепи наше малодушие и утверди нас в вере, да несомненно уповаем получити вся благая от благосердия Владыки Бога молитвами твоими. Испроси предстательством твоим всякий дар всем коемуждо благопотребен и вся ны спосшествующими молитвами сподоби в день Страшного Суда шуия части избавится, десные же страны общникибыти и блаженный оный глас Владыки Христа услышати: «Приидите, благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам Царствие от сложения мира. Аминь.